MA : Si j’ai des héros ? Oh, c’est étrange. Vous savez quand vous êtes enfant, vous avez ces idées de héros, des jouets, je n’ai jamais eu de jouets, je ne me souviens d’aucun jouet. Je ne peux pas dire que j’ai jamais été influencée par un artiste, parce que je ne souhaitais pas être influencée, ni par aucun héros. La seule chose qui m’ait vraiment intéressée, c’est la cosmologie, les sciences, l’anthropologie, la connaissance des anciennes civilisations, c’était mes influences, mes sortes de rêves, mais ce n'était pas les vraies personnes. Ce que je voulais, c’était aller aux sources, pas une information de seconde main. Bien sûr, j’aime sainte Thérèse, c’est en quelque sorte mon héroïne, mais je ne vois pas quelqu’un de spécifique qui m'ait influencée, même pas Jeanne d’Arc.
Ce qui m’a beaucoup impressionnée depuis longtemps et que je voudrais vous décrire, c’est l’image de Kali, la déesse indienne. Une très ancienne image la représente dansant avec jambes et bras multiples : d’une de ses mains, elle coupe sa tête avec une épée et elle la tient, mais de son cou s’écoulent trois fontaines de sang, l’une coule vers sa bouche et la nourrit et les deux autres coulent sur deux dévots à ses pieds, un homme et une femme qui ouvrent la bouche. Elle donne ainsi la vie à trois choses, sa tête coupée et les deux dévots. Elle danse sur les corps de deux autres dieux, homme et femme qui font l’amour et cet acte sexuel donne à son corps l’énergie pour vivre et ne jamais mourir. Le sang fait un circuit complet dans son corps ; c’est une des images les plus étonnantes pour moi, qui dégage le plus d’énergie. Une image sur laquelle vous pouvez méditer de manières si différentes, un cycle complet qui ne s’arrête jamais. On pense que la mort est une fin, mais les soufis disent que la vie est un rêve et que la mort, c’est se réveiller. C’est l’une des images de femmes les plus fortes, de déesse femme, de l’idée féminine du cycle sans fin. C'est sans doute l'une des influences les plus fortes pour moi.
МА: Есть ли у меня герои? Ммм, мне кажется это странным. Когда ты ребенок, у тебя есть это понятие о героях, игрушки… у меня никогда не было игрушек, не могу вспомнить ни одну. Не могу сказать, что на меня оказал влияние какой-то один художник или герой, потому что у меня никогда не было желания быть под чьим-то влиянием. Все, чем я была действительно увлечена, это космология, естественные науки, антропология и изучение древних цивилизаций. Это то, что формировало меня, что было моей мечтой. Но это не были какие-то люди. Мне хотелось добраться до первоисточников, получить информацию из первых рук. Конечно, я люблю святую Терезу, и в каком-то смысле она моя героиня, но вообще я не могу назвать кого-то, кто оказал на меня особое влияние, даже Жанну д’Арк.
Есть кое-что, что меня сильно впечатлило впервые за долгое время, и я хотела бы рассказать вам об этом. Это изображение Кали, индийской богини. На этом очень древнем изображении она представлена танцующей, со множеством рук и ног. Одной из рук она отрубает себе голову мечом и держит ее, а из ее шеи бьют три фонтана крови: кровь из первого течет ей в рот, насыщая ее, а из двух других — в открытые рты стоящих у ее ног мужчины и женщины, ее последователей. Таким образом Кали дает жизнь трем сущностям: своей отрубленной голове и двум адептам. Она танцует на телах двух других богов, тоже мужчины и женщины, которые занимаются любовью, и это совокупление дает ее телу энергию для того, чтобы жить вечно. Кровь совершает полный кругооборот по ее телу. Для меня это одна из самых удивительных картин, она освобождает больше всего энергии. Это изображение, над которым вы можете медитировать самыми разными способами, полный цикл, который никогда не заканчивается. Люди думают, что смерть – это конец, но суфии говорят, что жизнь – это сон, а смерть — это пробуждение ото сна. Это одно из изображений женщины, которая обладает огромной силой, женщины-богини, женской идеи бесконечного цикла. Думаю, в большей степени на меня повлияло это изображение.